Эмоциональный интеллект на практике: личный опыт

Чем поможет развитие EI
Вы успешно подписаны на еженедельную рассылку новых материалов.
Настроить параметры подписки.
Неправильный e-mail. Указать другой.
Такой E-mail уже зарегистрирован. Авторизуйтесь, если это ваш адрес или укажите другой.
Ой! Что-то пошло не так. Попробовать ещё раз.
  • Следите за нами
    в социальных сетях:
  • 9 декабря 2017
Об эмоциональном интеллекте ведется много разговоров. Что дает обучение на курсе по развитию эмоционального интеллекта Международного центра «Креативные технологии консалтинга» и как эти знания применить в жизни, разбиралась редактор Rabota.ru Мила Кретова.
Мила Кретова, редактор Rabota.ru
Эмоциональный интеллект — это навык идентификации и управления своими эмоциями и эмоциями других людей. Курс, состоящий из четырех ступеней, предназначен и для тех, кто хочет разобраться в себе, и для тех, кому приходится коммуницировать с большим количеством людей и/или управлять коллективом.

Первая ступень

На первой ступени курса студенты учатся определять собственные эмоции. Если вам кажется, что это просто, то вам кажется. Базовых эмоций 27. Есть «врожденные», например страх, интерес или радость, есть социальные, то есть те, которые воспитываются обществом, — смущение и стыд. Для того чтобы идентифицировать свои эмоции, придется как минимум запомнить их названия. И то, как каждая эмоция «отзывается» в теле.
Эмоции, чувства и состояния — это разные понятия. Иногда непросто разобраться, из какого «коктейля» эмоций состоит то или иное чувство.
После каждого семинара студенты получают домашнее задание. Одно из заданий первой ступени — ведение дневника эмоций. Каждые два часа (кроме времени сна) по звонку будильника надо записывать эмоции, в которых застал звонок. И анализировать, что послужило причиной их возникновения. Длительность упражнения — 21 день. Первые несколько дней интересно, потом скучно, потом невыносимо скучно. Но упражнение имеет смысл доделать.

Профит первой ступени
Дневник дает привычку отслеживать свои эмоции в моменте. Навык быстрого и точного определения своей эмоции здесь и сейчас необходим для второй ступени обучения — управления эмоциями.

Кроме того, дневник позволяет понять, какие эмоции являются основными. Если превалируют неприятные переживания, то упражнение дает возможность разобраться, что вызывает их появление. А понимание проблемы — первый шаг к ее решению.

Вторая ступень. Управление своими эмоциями
Не бывает плохих эмоций. Гнев, отвращение, печаль — неприятны как переживание, но тоже несут пользу. Для каждой эмоции есть правильное применение. На второй ступени студенты разбираются, какую эмоцию и для чего можно использовать.

В радости отлично создавать что-то новое, креативить. Принятие и интерес хороши для ежедневной работы. В печали можно заниматься монотонными делами, требующими концентрации внимания, например, вычитывать договор. Упражнения на занятии позволяют на себе ощутить, правильно или неправильно используется та или иная эмоция.

Удивление — это эмоция-переключатель. Заставить себя удивиться, чтобы, например, в конфликтной ситуации сменить гнев на принятие, на мой взгляд, практически невозможно. А вот просто фразой «интересно, а чего это я так сержусь» запустить режим анализа и снизить градус переживаемой эмоции можно.

Профит второй ступени
На второй ступени развития эмоционального интеллекта в голове укладывается одна очевидная мысль: любая эмоция в крайней степени выражения неконструктивна. Ужас заставляет окаменеть и практически блокирует сознание, в ярости мы готовы разрушить все что надо и не надо, восторг начисто отключает возможность критически мыслить и так далее. Идея-то на поверхности, но в погоне за яркими эмоциями мы часто совершаем глупости. Эмоциональный интеллект как раз и нужен для того, чтобы проживать эмоции осознанно: где можно — побыть в восторге, а где нет — снизить накал переживания до вполне конструктивной радости.

Третья ступень. Идентификация эмоций других людей
Именно с этой ступени начинаются упражнения и техники, полезные для управления коллективом. Однако освоить их без базы, которую студенты получают на первых двух ступенях, не получится. И надо заметить, что упражнения, дающие «задел» для третьей ступени, появляются уже на первых двух.

Идентифицировать чужие эмоции очень сложно. Демонстрировать заданную эмоцию тоже непросто — люди считывают информацию через призму собственного опыта. Поэтому, когда мы доносим какую-то информацию одному человеку или группе, нужно отдавать себе отчет в том, что люди могут увидеть совсем не то, что им пытались донести: мимические маски, привычные позы, физиологические процессы — есть масса факторов, которые могут сбить с толку.
Максимально точно можно определить эмоции только в контексте ситуации и ориентируясь на максимальное количество показателей: поза, мимика, жесты, голос, интонация, лексика…
На третьей ступени студенты делают массу упражнений на взаимодействие и управление эмоциями в деловой среде. Базируясь на полученных знаниях, каждый пробует изменить эмоции «подчиненных» или подобрать для них задания, конгруэнтные эмоциям.

Огромный плюс занятия в том, что на тренингах собираются представители разных отраслей и тут же происходит обмен опытом и идеями, как применять наработки на практике.

Теоретическая часть занятия подразумевает много информации об эмоциях в группе, о ценностях и возможностях управления эмоциями через ценности. Если вы думаете, что это хитрые манипуляции, которые применяют агенты КГБ, то посмотрите «Дьявол носит Prada», тот момент, когда Энди приходит к Найджелу пожаловаться на жизнь. Мы все осознанно или нет управляем эмоциями других людей, в том числе и затрагивая их ценности.

Профит третьей ступени
Отработка техник управления эмоциями. На каждой ступени знания и техники суммируются, поэтому на третьем занятии пришлось вспоминать все, что было раньше. Появилось понимание, как можно разными способами разрешать конфликтные ситуации, как «настраивать» нужную атмосферу, используя внешние средства, например картины или музыку.

Четвертая ступень
Включает в себя углубленные техники управления эмоциями, но в целом — это закрепление пройденного материала и поиск путей его интеграции в практику каждого студента.

Профит от курса
Несмотря на то, что участники курса пришли на обучение скорее больше для профессионального развития и роста, все отметили, что в ходе занятий получили ответы на свои личные вопросы.

Нетворкинг. На моем курсе были студенты из разных городов и разных отраслей: от финансовой до образовательной. Обучение располагает к завязыванию и сохранению контактов, у многих из нас нашлись пересечения деловых интересов.

Техники управления своими и чужими эмоциями. Именно о них чаще всего спрашивали студенты курса. Техник мы получили достаточно, но надо понимать, что без постоянного применения все забывается. Развитие эмоционального интеллекта сродни изучению иностранного языка, нет практики — теряется результативность.

Кому будет полезно: HR для управления эмоциями в коллективе, личным помощникам для получения навыков быстрого приведения управленца в конструктивные для бизнеса эмоции, переговорщикам для владения ситуацией на переговорах, владельцам собственного бизнеса и управленцам разных уровней.
Елена Хлевная, основатель и CEO МЦ «КТК», научный руководитель программы развития эмоционального интеллекта МЦ «КТК»
Курс задумывался в первую очередь для руководителей. Развитие ЭИ — один из способов повышения эффективности управленческой деятельности, эмпирически доказанный на сегодняшний день уже многочисленными исследованиями. Сейчас примерно 50% слушателей курса руководители, другая половина — тренеры, коучи, психологи.

По мнению Клауса Шваба, президента Всемирного экономического форума в Давосе, мы стоим у истоков революции, которая фундаментально изменит то, как мы живем, работаем и общаемся друг с другом. По масштабу, объему и сложности четвертая промышленная революция не имеет аналогов во всем предыдущем опыте человечества. Нам предстоит увидеть ошеломляющие технологические прорывы в самом широком спектре областей, включая искусственный интеллект, роботизацию, автомобили-роботы, трехмерную печать, нейротехнологии, биотехнологии и многое другое. А эмоциональный интеллект является одним из важнейших атрибутов четвертой промышленной революции, основным навыком 21 века. Эмоциональный интеллект позволит лидерам проявлять большую инновационность и действовать в качестве грамотных проводников перемен. Также эмоциональный интеллект сможет наделить машины «человечностью».
Вы успешно подписаны на еженедельную рассылку новых материалов.
Настроить параметры подписки.
Неправильный e-mail. Указать другой.
Такой E-mail уже зарегистрирован. Авторизуйтесь, если это ваш адрес или укажите другой.
Ой! Что-то пошло не так. Попробовать ещё раз.
  • Следите за нами
    в социальных сетях: